ПРИМЕНЕНИЕ УГЛОМЕРНО-ДАЛЬНОМЕРНЫХ. РАДИОНАВИГАЦИОННЫХ СИСТЕМ
Угломерно-дальномерными радионавигационными системами называются такие системы, которые обеспечивают одновременное измерение пеленга и дальности вертолета с помощью одной радионавигационной точки (РНТ). К ним относятся радионавигационная система ближней навигации типа РСБН, наземные радиолокационные станции и бортовые панорамные радиолокационные станции.
Угломерно-дальномерные системы практически обеспечивают решение многих задач вертолетовождения при полетах на любых высотах и скоростях в простых и сложных метеорологических условиях. Это в значительной степени расширяет тактические и навигационные возможности современных вертолетов.
В настоящей главе рассматривается методика применения угло — мерно-дальномерных систем для решения навигационных задач.
10 Зак. 3270дсп
Наземные радиолокационные станции (РЛС) представляют собой импульсные приемно-передающие радиотехнические устройства. Они позволяют определять направление (азимут) на вертолет и его удаление от места установки станции. Дальность обнаружения вертолета с РЛС зависит от высоты полета, т. е. чем больше высота полета, тем больше дальность обнаружения.
Наземные радиолокационные станции предназначены, главным образом, для обнаружения воздушных целей противника и наведения на них своих истребителей. Однако они могут также успешно применяться для решения следующих задач вертолетовождения: — определения местонахождения вертолета с помощью данных, Полученных с земли по запросу экипажа;
— определения навигационных элементов полета на земле и в воздухе;
— вывода вертолета в район цели (площадки десантирования);
— контроля полета вертолета по заданному маршруту;
— вывода вертолета на аэродром посадки и захода на посадку;
— организации построения, встречи и роспуска боевых порядков.
Эти задачи могут решаться с помощью радиолокационной станции в том случае, если вертолет находится в ее зоне обнаружения. Определение места вертолета осуществляется дежурным штурманом КП с помощью карты (планшета) по координатам (азимуту и дальности), полученным от оператора РЛС или снятым непосредственно с экрана станции.
Место вертолета на карте получается в результате прокладки двух линий положения в точке их пересечения. Одна из этих линий является ортодромией, которая проводится под углом, равным измеренному азимуту, от истинного меридиана, проходящего через точку расположения станции. Другая линия положения — дуга окружности, радиус которой равен удалению вертолета от РЛС, с центром в точке расположения станции (рис. 8.1). Точность определения места вертолета с помощью современных РЛС характеризуется средней квадратической радиальной ошибкой г, которая определяется по формуле
г = У(рД)г +1(0,0170 А Д) (8.1)
где стД—средняя квадратическая ошибка определения дальности;
стА — Средняя квадратическая ошибка определения азимута;
Д—Удаление вертолета от радиолокационной станции.
Точность определения полярных координат вертолета с помощью современных РЛС характеризуется погрешностью измерения азимута аА = 1° и дальности аД = 2,5 км.
Полученное место вертолета сообщается на борт экипажу с указанием времени, к которому оно относится. Место вертолета может быть определено экипажем непосредственно на борту вертолета по значениям азимута и дальности, полученным с наземной РЛС.
Для сокращения времени на определение места вертолета в полете на полетной карте заблаговременно наносится азиму — тально-дальномерная сетка. Линии азимутов наносятся через 10° до удаления 10—15 см от точки РЛС, далее через 5°. Оцифровка азимутальных линий производится через 10°. Линии равных расстояний (дуги дальностей) наносятся и оцифровываются через 2 см независимо от масштаба карты. Чтобы не перегружать карту, азимутально-дальномерную сетку можно накосить только вдоль маршрута полета.
При использовании РЛС для вывода вертолета на цель (площадку десантирования) азимутально-дальномерную сетку рекомендуется наносить в секторе 12—16° (по 6—8°) в обе стороны от линии пути. Линии азимутов до удаления от РЛС 40—50 км наносятся через 4°, далее — через 2°, а дуги дальностей — через 4 км. Координаты (азимут и дальность) точки начала боевого пути (НБП) и цели, исходного ориентира, центра площадки и точки начала снижения (при полете на площадку) указываются на карте. Образец подготовки полетной карты показан на рис. 8.2.
По нескольким отметкам места вертолета дежурный штурман командного пункта (КП) или экипаж в полете могут установить линию фактического пути вертолета, определить его фактический путевой угол, путевую скорость и другие навигационные элементы. Экипажу с земли, как правило, передаются координаты места вертолета или значения азимута и дальности.
Вывод вертолета на цель (площадку десантирования) осуществляется дежурным штурманом КП с помощью планшета наведения или непосредственно по экрану индикатора кругового обзора. Для этого на них предварительно наносятся линия заданного пути и цель (рис. 8.3). Дежурный штурман по данным, полученным с помощью РЛС, периодически наносит отметки места вертолета на планшете или экране индикатора и определяет линию фактического пути вертолета. Путем сравнения линии фактического пути с заданной он определяет уклонение вертолета от линии заданного пути и дает команду экипажу на доворот вертолета для выхода на цель.
Возможность определения места вертолета в любых метеорологических условиях позволяет применять наземные радиолокационные станции для проводки вертолетов по маршруту в целях объек-
Д зг я
тивного контроля, а также в случае необходимости оказания помощи экипажам в полете.
Контроль за точностью полета вертолета по заданному маршруту, организация построения, встречи и роспуска боевых порядков, а также вывод вертолетов на аэродром посадки выполняются дежурным штурманом КП или КДП так же, как и вывод вертолета на цель (площадку десантирования).